08:45
Как вести блог без собственного сайта: обзор 6 бесплатных блог-платформ

Эта статья для тех, кто хочет вести авторский или корпоративный блог – с подборками, обзорами, гайдами, заметками, историями – или даже запустить небольшое медиа, но:

  • Не хочет ежемесячно платить (переплачивать) конструктору сайтов (Tilda, Nethouse, Wix или др.).
  • Считает создание сайта на CMS (Wordpress, Joomla, Drupal или др.) сложным и долгим.
  • В таком случае решение – специализированные блог-платформы. Мы подготовили краткие обзоры на шесть таких.

    Главные критерии выбора: бесплатность, удобство написания и редактирования материалов, мобайл- и SEO-дружественность.

    «Яндекс.Дзен»

    «Яндекс.Дзен» – блог-платформа и рекомендательный сервис. В мае 2017 «Яндекс» открыл проект для изданий, брендов и блогеров, а в июле 2018 – выделил его в самостоятельное бизнес-направление.

    Особенности:

  • На «Дзене» авторы могут не только находить своих читателей, но и зарабатывать на рекламе (от 40 до 180 рублей за 1 000 показов). Условие монетизации статей и нарративов (аналог Stories) – 7 000 дочтений за неделю.
  • Дочитываемость материалов является главным фактором ранжирования в ленте. Следовательно, чтобы получить хороший охват, не стоит делать сложные длинные тексты и ставить ссылки в начале и середине статьи (нарратива).
  • Аудитория площадки – 13 миллионов человек, преимущественно пользователи главной страницы поиска и «Яндекс.Браузера». Основная возрастная категория – 45+.
  • Возраст и интересы аудитории «Дзена» (с одной из презентаций Даниила Трабуна)

    Визуальный редактор «Дзена» включает базовую функциональность для написания и редактирования статей (кстати, дополнения и обновления материалов никак не влияют на показы). Что в нем можно:

  • Делать текст жирным, курсивным и подчеркнутым.
  • Выделять врезки и вставлять ссылки.
  • Устанавливать заголовки H2 и H3.
  • Встраивать фото, видео и посты из соцсетей.
  • Процесс написания статьи в «Дзене»

    По поводу SEO: статьи попадают в поиск и довольно быстро, это можно увидеть с помощью запроса «site:zen.yandex.ru». Но, чтобы сделать название канала и URL материалов удобочитаемыми, необходимо сначала получить все те же 7 000 дочтений. Отдельно метатеги не настраиваются, поэтому ключевые слова нужно включать в заголовок статьи.

    Доступная статистика:

  • Число и процент дочитываний, среднее время чтения.
  • Кликабельность, охват.
  • Число комментариев и лайков.
  • Для сбора дополнительных данных об аудитории (пол, возраст, география и т. д.) к каналу нужно будет привязать счетчик «Яндекс.Метрики».

    Примеры каналов на «Яндекс.Дзене»: «Мы и Жо», TexTerra (работает через RSS-ленту, так тоже можно).

    «Что такое „Яндекс.Дзен“ и как на нем зарабатывать». Teletype.in

    Teletype.in – мощная платформа для паблишинга и достойная замена telegra.ph, ныне заблокированного на территории РФ. И вот почему:

  • Отсутствие рекламы, бесплатное подключение собственного домена и Google Analytics.
  • InstantView для «Телеграма» и «Фейсбука», настройка привлекательного превью через OpenGraph.
  • SEO-дружественность, простой и понятный интерфейс, минимализм.
  • Высокая скорость загрузки и адаптивность.
  • Возможность создать несколько каналов, организовать командную работу с другими авторами и редакторами.
  • Есть система комментирования и разделение статей блога по категориям (максимум – по пяти).
  • Настройка разделов в teletype.in

    Кроме текста в статью можно добавить изображения, видео, код iFrame. Материал оформляется с помощью цитат, подзаголовков H2, разделителей, нумерованных и маркированных списков. Если нужно доработать статью, можно без проблем сохранить черновик и вернуться к работе потом.

    Процесс работы в редакторе «Телетайпа»

    Если не подключать свой домен, блог будет доступен по адресу вида teletype.in/@channel. К сожалению, ЧПУдля статей настроить нельзя, но сервис молодой, возможно, это будет в будущем.

    Внутренняя статистика скудная – под статьей видно только число показов и комментариев, а также дату публикации. Однако это не проблема, так как есть возможность подключить счетчик Google Analytics.

    Примеры блогов на Teletype: Женя Лепёхин, Константин Шамин.

    Blogger

    Blogger (Blogspot) – простая в использовании блог-платформа от Google. Работает с 2000 года.

    Основные моменты по сервису:

  • Создание до 100 блогов с одного аккаунта.
  • Можно включить HTTPS и бесплатно подключить собственный домен.
  • Есть функциональность для командной работы с несколькими авторами и встроенный поиск по блогу.
  • По умолчанию блоги добавляются в каталоги Blogger и индексируются поисковыми системами, но можно это запретить в настройках.
  • Есть своя система комментирования и можно подключить сторонние (например, Disqus).
  • Устаревший дизайн и маленький выбор тем, но можно сделать внешний вид статей привлекательнее с помощью HTML и CSS.
  • В перспективе можно монетизировать блог через Google AdSense, но точные условия участия в программе найти не удается.
  • В редакторе статей нет подзаголовков H2 и H3, но есть все остальное: можно менять цвет текста и фона, вставлять списки, фото и видео и т. д. Есть даже инструмент транслитерации и вставка ссылки «Дальше», чтобы аккуратно обрезать статьи для главной страницы блога.

    Так выглядит редактор Blogger

    Адрес блога без подключения собственного домена будет выглядеть как blog.blogspot.com. В плане SEO хорошо то, что URL статьи можно прописать отдельно от заголовка.

    Сервис не дает возможность подключить систему веб-аналитики, но она и не особо нужна. Автору доступна подробная статистика:

  • Количество просмотров в динамике.
  • Ссылающиеся сайты с их URL, ключевые слова для поиска.
  • Сводка по географии, браузерам и операционным системам аудитории.
  • Доступная статистика для блогеров от blogspot.com

    Примеры блогов на Blogger: Третьяковская галерея, Дмитрий Шахов.

    «Генератор тем для блога». LiveJournal (ЖЖ)

    LiveJournal, «Живой Журнал» или ЖЖ – старейшая и, пожалуй, самая известная блог-платформа, которая работает с 1999 года. Несмотря на то, что многие считают сервис мертвым, Similarweb показывает 516 миллионов визитов (большинство посетителей из России, около 40 % – пользователи мобильных устройств). Это в разы больше, чем у blogspot.com.

    Статистика по livejournal.com от Similarweb

    Функциональность:

  • Есть отложенные публикации, автосохранение черновиков, кросспостинг в соцсети (Twitter, Facebook, VK).
  • Можно подключить «Метрику» и Analytics, инструменты для вебмастеров (Google, «Яндекса», Mail.Ru).
  • Есть возможность командной работы – для этого нужно создать так называемое сообщество.
  • Новый (2017 года) редактор LiveJournal выглядит неплохо. Он позволяет оформить текст H1, H2, списками, врезками и спойлерами, добавить в статью фото, видео, разделители и сторонний код. Кнопки «фотогалерея», «медиа из dropbox» и «опрос» некликабельны, возможно, они доступны только пользователям платных аккаунтов.

    Работа с визуальным редактором ЖЖ

    Пакет «Профессиональный» разрешает подключить свой домен, дает дополнительные возможности по оформлению и статистике, а также отсутствие рекламы. Кстати, да – обилие баннеров и промопостов сильно раздражает.

    Соотношение контента и рекламы на LiveJournal

    По умолчанию адрес вашего блога в ЖЖ будет выглядеть как blablabla.livejournal.com. Статьи публикуются в виде набора цифр + .html, никаких ЧПУ.

    При этом команда проекта уверяет, что «многие поисковые системы индексируют публичные записи в LiveJournal в течение секунд или минут с момента отправки». Однако не спешите радоваться – «в рамках борьбы со спамом» журналы «с малым весом» полностью запрещены к индексации.

    Так это или нет, можно проверить в файле blablabla.livejournal.com/robots.txt. Если значение директивы disallow содержит только слэш – о поисковом трафике можно не мечтать, пока пользователи не проявят достаточно «интереса к журналу».

    Так выглядит robots.txt у журнала с «малым весом»

    Статистика бесплатного аккаунта скудная, что компенсируется возможностью подключения обеих систем веб-аналитики.

    Много примеров блогов на LiveJournal – в топе Артемия Лебедева.

    «37 универсальных идей для корпоративного блога: пожизненный контент-план». Postach.io

    Postach.io – блог-платформа от разработчиков Evernote. Работа с блогом производится через мобильное приложение или десктопную программу.

    Возможности:

  • Подключение счетчика Google Analytics.
  • Постинг без перехода на сайт postach.io.
  • Подписка на RSS, подключение Disqus.
  • Командная работа, отложенные публикации.
  • Автопостинг в Facebook и Twitter.
  • Чтобы работать с большим числом блогов, получить доступ к премиум-темам и настроить собственный домен – придется платить от 5 долларов в месяц.

    Примеры тем postach.io, доступных бесплатно

    Редактор Evernote позволяет менять текст на жирный или курсив и выделять его цветом, добавлять фото, видео, списки, фрагменты кода и т. д. Также к заметке можно прикрепить аудио, файл с компьютера или Google Drive.

    Чтобы опубликовать материал, нужно добавить метку «published». Если хотите сделать публикацию статичной («Обо мне», «Контакты» или др.), понадобится тег «page». А чтобы создать домашнюю страницу (например, с навигацией по блогу), используйте метку «home».

    Подготовка заметки в Evernote

    Бесплатный блог располагается по адресу вида blog.postach.io. ЧПУ есть – сервис сам вписывает в URL заголовок статьи транслитом.

    Разработчики Postach уверяют, что с SEO все нормально: темы оптимизируются твиттер-картами, поддерживаются OpenGraph и schema.org, используются новейшие элементы HTML5.

    Внутренней статистики нет, даже не видно показов. Вся надежда на Google Analytics.

    Примеры блогов на postach.io: Вадим Бугаев, Tanya Bee.

    Medium

    «Медиум» – удобная, красивая и адаптивная блог-платформа от создателей Blogger и Twitter. Работает с 2012 года.

    Преимущественно здесь публикуется англоязычная аудитория, но площадка также популярна среди российских специалистов: журналистов, редакторов, дизайнеров и др.

    Особенности и возможности:

  • Есть функция импорта материалов с других блоговых платформ и соцсетей.
  • Можно вести корпоративный блог с несколькими авторами и редакторами (в Medium это называется публикациями).
  • Менять внешний вид личных блогов нельзя, но публикации можно оформить заголовками, подзаголовками, «шапками», логотипами.
  • Можно делать заметки в черновике и делиться им с коллегами и друзьями до публикации.
  • Легко настраивать превью для соцсетей, есть поддержка InstantView.
  • Medium: настройка превью статьи и даты публикации

    Редактор интуитивно понятный: легко разобраться, если хоть раз работали с «Телеграфом», «Телетайпом» или редактором статей «ВКонтакте». Текст оформляется разделителями, подзаголовками, цитатами, видео и фото, можно встраивать сторонний код через .

    Так выглядит редактор Medium

    Личные блоги имеют адрес вида medium.com/@user, а публикации – medium.com/blog. Материалы хорошо индексируются в поисковых системах, легко настраивается ЧПУ. Страницы грузятся быстро.

    Главный недостаток платформы – подключить свой домен можно только платно. В то же время, если знаете английский язык, на Medium есть возможность заработать благодаря партнерской программе для авторов.

    К блогу нельзя подключить Google Analytics или «Яндекс.Метрику», доступна только внутренняя статистика. Что в ней:

  • Количество просмотров и дочтений.
  • Число фанов («аплодирующих» пользователей).
  • Сводка по источникам трафика.
  • Интересы читателей.
  • Доход (если участвуете в партнерской программе).
  • Часть доступной статистики от Medium

    Примеры блогов на medium.com: Наталия Бабаева, «Медиатор».

    P. S. Что выбрать

    Если вы хотите просто попробовать, не планируете писать регулярно и монетизировать блог, спокойно относитесь к несовершенному дизайну и рекламе – тогда можете выбрать ЖЖ.

    Простенький дизайн – окей, а реклама и чужие комментаторы – ни к чему, тогда обратите внимание на Blogger и Postach.

    В планах запуск серьезного корпоративного блога или нишевого издания (или даже нескольких с собственными доменами) – присмотритесь к Medium и Teletype.

    Умеете много и качественно писать, особенно в популярных тематиках и для старшей аудитории, и хотите на этом заработать – попробуйте «Яндекс.Дзен».

    Как получать большой трафик из «Яндекс.Дзена» с минимумом усилий: опыт «Текстерры»

    Хотите продвигаться самостоятельно? Берите контент-стратегию и вперед! Подробнее kak-vesti-blog-bez-sobstvennogo-sayta-obzor-6-besplatnykh-blog-platform
    Просмотров: 153 | Добавил: travisnyg74 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar